Версия для слабовидящих

Включить:
Цветовая гамма:
Размер шрифта:
Показ изображений:
Закрыть

Цирк - искусство, спасшее жизни

В дни блокады жителям Ленинграда как никогда требовалось немного простой человеческой радости и смеха. Но откуда их было взять в осаждённом городе, отрезанном фашистами от внешнего мира? Кто мог бы подарить людям хоть немного веселья в бесконечном страхе? Цирк!

Артисты Большого Государственного Цирка поддерживали надежду людей, выступая на предприятиях и даже на фронте.

«Сам цирк в годы блокады был закрыт. В мае 1941 года там выступил знаменитый иллюзионист Эмиль Кио, после чего труппа ушла на «небольшие каникулы». Никто не знал, что этот отпуск продлится так долго. Но артисты не покинули город. С началом блокады человек 40 или 50 сформировали цирковую бригаду под руководством Евгения Павловича Гершуни» – рассказывает представитель Музея циркового искусства.

Артисты цирка обосновались в Доме Красной армии на Литейном проспекте. Там они неустанно придумывали юмористические сценки и красочные номера на тему войны и блокады и ездили показывать их по городу и области – везде, куда только позволяло добраться немецкое кольцо. К сентябрю 1942 года выездной цирк успел провести порядка 600 концертов – сами артисты сбились со счета. Это были уникальные выступления, порой прямо под крыльями вражеских самолетов.

У такого цирка не было ни манежа, ни кулис – только расчищенная, покрытая соломой площадка вместо сцены, и занавеска. А гримёркой даже для легендарных исполнителей служил стул, на котором раскладывались пузырьки с красками, блёстки и парики – в том случае, если стул удавалось найти.

Артисты проявляли уважение к своим зрителям, будь то многотысячный зал или два десятка измученных солдат. Они считали своим долгом во что бы то ни стало подарить людям веру в чудо, радовать и нести красоту.

Известны случаи, когда акробаты в тридцатиградусный мороз выступали на улице в шортах и маечках, не переставая при этом улыбаться. Глядя на них, солдаты шли в бой без страха, а рабочие находили в себе силы встать к станку, ведь «если циркачи могут – мы тоже сможем».